Фоторамка своими руками: технология, нюансы и декор для простых и особо ценных фото

Изготовление рамки для фото своими руками довольно неожиданно, буквально за последние годы приобрело новую актуальность. Но не в «цене вопроса» дело. Стандартную фоторамку кабинетного формата (13х18 см) можно купить за 40-70 руб. В 200 уложится металлическая 30х40 см со стеклом, а за 1000 тянут с декором (возможно, эксклюзивным на заказ или по выбору из каталога) на размеры от 50х70 до 84х115 и более. «Цена вопроса» в другом.

Отношение к фотографическим отпечаткам и рамкам для них претерпело определенного рода эволюцию, ход которой приблизительно иллюстрирует рис. На заре фотографии (дагерротипы на серебре считаем предвестниками) за снимок 8х12” (203х305 мм) нужно было выложить прим. полугодовую зарплату квалифицированного рабочего; заказчику по умолчанию выдавался и негатив, чтобы можно было восстановить ненароком испорченное фото.

Примерный ход эволюции фоторамок

К появлению массовой цветной фотографии (конец 30-х – начало 40-х прошлого века) черно-белая упростилась и подешевела до почти полной потери ценности в глазах рядового потребителя. В начале цифровой фотографии та же судьба постигла и цветную «химическую», а в среде фотографов начался ренессанс черно-белого фото, как в ряде случаев более выразительного – пестрота не «забивает» смысл сюжета.

В настоящее время большая часть запечатленной зрительной информации хранится в оцифрованном виде на носителях, с которых ничего не видно без компьютера. Снимают почти исключительно «на цифру»; на пленку фотографируют, только если к достоверности изображения предъявляются особенно жесткие требования. Старые черно-белые фото стали престижным предметом интерьера и/или ценным антиквариатом. Понемногу туда же движутся и «химические» (они же «мокрые») цветные. Сохранившиеся до настоящего времени «настоящие» фотографии большей частью уникальны: в период повальной цифровизации огромное количество негативов и отсканированных отпечатков было утилизировано ради извлечения остаточного серебра или просто выброшено на помойку.

Почему фото надо беречь

Знаете, сколько сейчас платят западные коллекционеры за старые фотографии? За форматы от 24х30 технически качественные и хорошо сохранившиеся, но не имеющие особой художественной и/или исторической ценности предлагают сотни USD. Если вместе с отпечатком предлагается негатив, цена взлетает на порядок (прим. вдесятеро). Причина – в документальности фотографии. Сейчас в моде все Non Fiction (без вымысла), но дело не только в этом. И не только в том, что хорошее старое фото в интерьере – «солидняк» не хуже подлинных японских окимоно ручной работы. Фотография – документ, дающий волю воображению, а изредка и непредсказуемый практический результат.

Еще в советское время в эмиграции в США умер бывший владелец нескольких магазинов в Одессе. Там он тоже отнюдь и отнюдь не бедствовал, знал, что в СССР остались его дальние родственники и оставил им в наследство то ли $100 000, то ли $200 000 – по слухам, «Правда» с «Известиями» об этом не писали. «Тоталитарные» власти препон не чинили – ну, подфартило людям. Все ж по закону. А вот американские наследники только что бомбами не швырялись. Не найдя формальных поводов оспорить завещание, заявили, что те вовсе никакие не родственники. Но в суде их доводы разбились вдребезги: у «наших» в семейном архиве нашлись еще дореволюционные фото с завещателем, идентичные «тамошним». Экспертиза установила, что отпечатки сделаны с одного негатива. «Наши» получили завещанное на швейцарский банк, а в течение года перевели оттуда в израильский – они за это время уже туда перебрались.

Такого рода лотерея случай, конечно, исключительный. Но факт, что, простите за меркантильность, рыночная стоимость старых фото неуклонно растет, причем быстрее, чем на живописные полотна. Соответственно растет и престижность. Ну и, разумеется, морально-психологическое значение: память о выдающемся событии, семейная реликвия, воспитательный аспект – смотри, мол, внучка, какой была твоя бабушка. Довольно многие эзотерики и маги считают старые фотографии действенными амулетами на все блага и от всех напастей.

А от чего беречь?

Во-первых, от выцветания под действием ультрафиолетового излучения (УФ). Идеально обработанные отпечатки на хлоросеребряной основе на рассеянном свету без стекла выдерживают прим. 120-130 лет, потом желтеют, медленно, но верно; на иодидах и бромидах серебра портятся быстрее. Сохранность самых светостойких бессеребряных цветных фотографий на стене в комнате под стеклом 60-80 лет. В альбоме те и другие практически вечны, но декор помещения и престиж отпадают.

Во-вторых, от химической эрозии. Основа несущего изображение слоя фотоотпечатка – сухой желатин. «Лапать» его значит сократить жизнь фото в разы. Основа красочного слоя бессеребряных цветных фотографий полимерная, но жиропот ей также противопоказан, тем более, что и в тот, и в другой материал он впитывается мгновенно

В-третьих, от механических повреждений. От УФ, жиропота и, возможно, брызг средств бытовой химии, фотографию нужно закрывать стеклом. Но, вдруг застекленная рамка с фото упадет и стекло разобьется, его осколки могут непоправимо испортить отпечаток – он же на несущей бумажной подложке, а не на грунтованном холсте.

Что будем делать?

Радикальный способ сохранить ценную фотографию – снять ее скан-копию, оригинал упрятать понадежнее, а файл распечатывать по мере надобности. Но тогда респект отпечатка = 0, а нравственно-психологическое его значение падает до минимума. Действенность как оберега тоже –> 0; тайные силы, если таковые имеют место быть, на принтерную бумажку точно «не поведутся». Поэтому далее мы предлагаем технологию изготовления рамок для фотографий, ориентированную в 2-х направлениях:

  • Прочные, надежные рамы, которые возможно сделать самому дома без специструмента. Главное требование – лопнувшее стекло не должно распадаться на острые осколки, даже если рама 60х80 грохнется на пол со стены плашмя. Трещина(ы) может пройти от края до края стекла, но самый отпечаток ничего не должно царапнуть.
  • Простейшие рамки из подручных материалов для малоценных фото и принтерных копий ценных. Остекление не предполагается.

В том и другом случае отпечаток должен просто вкладываться в рамку и надежно сидеть в ней без клея. Любой клей, пропитывая бумажную основу, со временем портит изображение. Старая фотография от этого может полностью потерять ценность, ну, а принтерную копию просто неудобно будет менять.

О дизайне фоторамок

Документальность фотографии, которой в принципе лишены самые выдающиеся произведения живописи, предполагает эстетический минимализм ее обрамления. Если массивная золоченая багетная рама придает большую значимость картине, то неоправданное украшательство рамки фото, наоборот, ее умаляет, как перенос части смыслового содержания снимка на раму (см. рис. в начале).

Дополнительно украсить рамку для фото (см. след. рис.) допустимо в 2-х случаях: а). если снимок сделан в честь знаменательного события, время, значение и обстоятельство которого на изображении не отражены; б). картинка технически, композиционно, семантически (по смыслу) или эстетически в чем-то «подгуляла».

Примеры обоснованного украшения рамок для фотографий

Напр., на крайней справа поз. неважно поставлен свет (тень слева вверху не проработана), да и общего контраста не мешало бы убавить. Но фотография не эскиз – не поймал момент, уже не исправишь. Фотошоп, вопреки обывательскому убеждению, не всесилен, да и «фотожаба» это уже не документ. Но в любом случае декор рамки должен семантически соответствовать изображению, не оттягивая его смысл на себя. По этой причине «лофтообразные» фоторамки вряд ли приемлемы, а уж цеплять на них фото прищепками (см. рис. ниже) это просто неуважение хотя бы к труду автора снимка, даже если он (снимок) начисто лишен художественных достоинств.

Не для всего уместно оформленные фоторамки

Примечание: возможно, среди читателей найдутся такие, которым рамка – самоцель для самовыражения, а что за «фотка» в ней будет, неважно. Греха в этом нет, в конце концов, на фотографии свет клином не сошелся. Тогда – см. фотки рамок в инете, и черпайте идеи их дизайна, сколько поместится, как говорится, туда, на чем шапку носят. Или см. видео о вариантах прикольных рамок:

Видео: 20 разных рамок для фото


О роли паспарту

Паспарту, как известно, это пустое однородное поле, обрамляющее изображение и выделяющее его на общем фоне. В живописи паспарту применяется сравнительно редко; более в прикладных искусствах на плоскости: вышивках, аппликациях и т.п. изображениях, семантически и эстетически сходных с фотоотпечатком. Но в рамке для собственно фотографии оформление отпечатка паспарту чаще всего совершенно необходимо.

Рамка с паспарту технологически сложнее (см. далее) и обойдется дороже, т.к. при том же расходе материалов вмещает снимок меньшего размера (поз. 1 и 2 на рис. ниже). Поэтому, если фон, на котором располагается фото, неброский, мягких тонов, а самый снимок яркий, эмоционально насыщенный, роль паспарту можно препоручить самой раме, выкрашенной в средне контрастный фону и переходный к общему тону картинки цвет.

Рамы с паспарту для фоторафий и произведений прикладного искусства на плоскости

В случае на поз. 3 единственный вариант – белый, не красить же раму свадебной фотографии в серо-буро-малиновый.

Бьющую в глаза цветовую гамму интерьера предпочитают разве что психически нездоровые люди, поэтому паспарту для фото чаще всего делают белым (поз. 4). В таком обрамлении хорошо смотрятся и светлые, и темные картинки. Исключения – фотография типа «Белое в белом». Совсем не обязательно абстрактная a-la Malevitch, это может быть фото предметов в боксе для бестеневой съемки. В таком случае оптимальный цвет паспарту 50% серый, см. рис. справа.

Фотография типа “Белое в белом”

В быту распространены и фоновые цветовые решения не кричащие, но довольно-таки пестренькие; многие люди считают, что это создает уют. Никакой психопатологии тут нет, но покраска рамы фотографии на такой стене и паспарту вокруг нее должны составлять 2-3 цветную гамму, переходную от фоновой к таковой фото. Общее правило ее выбора таково: чем светлее картинка, тем шире и темнее рама, и наоборот, поз. 5 и 6. Но не до черного и белого, не от необъятного поля до линии.

Как сделать паспарту

Откроем еще секрет: выделить фото на фоне только цветовым обрамлением не получится. Выйдет вяло, безжизненно, может, и хуже, чем просто картинку прикнопить. Нужно еще пространственное выделение, точно такое же, как в раме для картины; в этом фотография и живопись совпадают. Картинка должна располагаться в мелком углублении. Не наметанный глаз его, скорее всего, проигнорирует, на то и рассчитано, но «соку» в картинке зрительно ой как добавится. Если сюжет выделяется только рамой, то ее и делают соотв. профиля (поз. 3 на рис. выше). Документальность фото здесь сказывается, чтобы не вдаваться в тонкости, в том, что непосредственно прилегающий к изображению бортик впадины должен быть ниже, чем для живописи, где-то в пределах 4-8 мм. Дальний борт, прилегающий к фону, может быть уже любым, как для живописных картин.

Паспарту для фотографии это невысокая объемная конструкция из бумаги плотностью от 90 г/кв. м (типа ватманской) или тонкого картона. Квадратные фотографии встречаются редко, поэтому вырезать заготовку паспарту не так-то просто, как кажется, хотя ничего сложного тут нет.



Как строится и режется выкройка паспарту для фотоотпечатка, показано на рис.:

Как делать паспарту к рамке для фото

«Фишка» в том, что, для того, чтобы над прямоугольным фото получился бортик одинаковой высоты, окно в середине нужно вырезать не такое же прямоугольное, а в виде некоего многоугольника в «ушами». Исходные пункты разметки – контур фотографии и его центр на пересечении диагоналей. По черным сплошным линиям заготовка обрезается или прорезается (по диагоналям). Красные пунктиры со стрелками показывают направления разметки. Прочие цветные пунктиры – линии сгиба. После сгибания по линиями получившиеся вертикальные уголки проклеиваются изнутри, это придаст паспарту дополнительную устойчивость. Серые пунктирные линии вспомогательные при разметке. Назначение подгиба бортика и наружных отгибов см. далее.

Простейшие рамки

Самая простая рамка для малоценной фотографии это 2 куска картона: один цельный в размер отпечатка с припуском по краям от 10-12 мм, а второй – полностью его перекрывающий, с вырезом под фото. Вырез делается, наоборот, с напуском в 3-5 мм по каждой стороне. Если рамка настольная, понадобится еще обрезок на откидной упор.

Устройство такой рамочки – проще некуда, см. рис. Основа с накладкой склеиваются по 3-м сторонам (чаще всего по бокам и внизу), а в оставшийся зазор всовывается фото. Конструкция получается хлипкая, поэтому с вырезом желательно перед наклеиванием обмотать шнуром на клею.

Простая фоторамка из картона

Гораздо прочнее и дает много лучшее пространственное выделение картинки рамка-коробочка из тонкого сплошного (не гофрированного) картона, см. след. рис.:

Как сделать из картона объемную рамку для фотографии

Рамку для небольшого фотоотпечатка можно сделать подобным способом из плотной бумаги без клея, см. напр. видео:

Видео: рамка из бумаги без клея


Примечание: еще один вариант простой фоторамки из подручных материалов – плетеная из газетных трубочек (бумажной лозы), см. ролик:

Видео: оригинальная рамка из старых газет

Из дерева со шнуром

Накладку с вырезом под фото лучше все же сделать из фанеры или собрать из деревянных планок. На получившуюся рамочку накладывается бумажное паспарту, см. выше. Но вставлять в раму под стекло такое сооружение с ценным фото рискованно – нет демпфера, сберегающего стекло при падении от распадения на острые осколки.

Деревянную накладку желательно также обмотать шнуром (см. рис), тем более, что по прочному дереву наматывать его можно туго.

Устройство и способ изготовления простой деревянной рамки для фоторафии

Веревочная обмотка может иметь и самостоятельное декоративное значение в рамке для малоценных фото (справа на рис). Если же предполагается таким образом обрамить ценный отпечаток, то рамку нужно делать плоскую со столярными соединениями углов, см. напр. видео урок, как простым способом соединить углы рамки из дерева:

Видео: простая сборка фоторамки из дерева

«Настоящая» рамка для ценных фото

Живописные картины на холсте сберегают от повреждения при падении подрамник с рамой, совместно образующие прочную силовую конструкцию. Фотографию на подрамник не натянешь, но ее можно уложить на лист ДВП – этот вязкий материал отлично гасит толчки и вибрации при ударе. А под паспарту подложим еще более мягкий демпфер – гофрированный картон. Вот такую подложку с ценным фото любого формата уже можно безбоязненно вставлять в раму под стекло. Из современных новшеств применим также силиконовый клей – он липнет ко всему, чудовищно прочен, и в то же время стыки на силиконе возможно разнять, аккуратно подрезав монтажным ножом.

Устройство прочной надежной рамы для фотографий любого формата показано в разрезе на рис.:

Здесь зеленым пунктиром – линия условного разреза:

Сборка данного изделия производится след. порядком, без гвоздей, металлического крепежа и механических работ на собранном:

  1. изготавливается декоративная рама (см. ниже);
  2. по декоративной раме подгоняется основание из ДВП;
  3. в основе из ДВП вырезаются монтажным ножом V-образные канавки под шнур подвеса и сверлятся отверстия под него;
  4. продергивается капроновый, нейлоновый или лавсановый шнур подвеса. Связывать концы не обязательно – на клею прихватится намертво;
  5. наклеивается подкладка-демпфер под паспарту;
  6. в вырез демпфера вкладывается фотография (не клеить!);
  7. на демпфер наклеивается бумажное паспарту (теперь понятно, зачем на его бортике нижний отгиб внутрь? Он держит фоторафию);
  8. декоративная рама переворачивается вверх дном, и в не вкладывается стекло. Просто вкладывается, так оно при падении не расколется на мелкие дребезги;
  9. «подрамник» из ДВП, гофрокартона и паспарту с фото вкладывается в раму фотографией вниз;
  10. проверяется сопряжение фанерных косынок: если между ними и основой из ДВП есть зазор, нужно подложить тонкий пеноплен или мягкую резину. Поролон нельзя, со временем спадется, и подложка с фото будет болтаться в раме;
  11. испод декоративной рамы по контуру смазывается силиконовым клеем. Не заходить на стык ДВП и рамы!
  12. укладываются на месте косынки, придавливаются тяжелыми грузами;
  13. когда силикон полностью засохнет (скорость высыхания в глухом шве 2 мм в сутки), пригрузы снимаются, выходы шнура подвеса заливаются тем же силиконом или ПВА. Когда заливка засохнет – все, можно вешать.

Примечание: поскольку декоративная рама не входит в силовую схему данной конструкции, она может быть выполнена из легких, легко обрабатывающихся материалов, напр. потолочного плинтуса (галтели) из ПВХ или пенопласта. Как сделать декоративную раму из потолочной галтели, см. видео:

Видео: фоторамка из пенопластового профиля



Избавление декоративного обрамления от обязанности принимать на себя экстраординарные нагрузки имеет дополнительное преимущество. Несущая основа из ДВП и гофрокартона на клею сама по себе хорошо оберегает фотографию, и возможности оформления фото сообразно общей обстановке расширяются.

Напр., в офисе или интерьерах модернового клона (классический модерн, минимализм, хайтек и др.) фото можно обрамить предельно узенькой рамочкой из ПВХ стартового профиля для гипсокартона, слева на рис.:

Варианты выполнения оформления фотографии на подложке из ДВП и гофрокартона

ПВХ профили отлично клеятся монтажным нитроклеем (Момент монтажный и др.) или, еще лучше, опилками того же ПВХ, замешанными на дихлорэтане до густоты кефира или нежирной сметаны. В таком исполнении сначала склеивается П-образная заготовка рамы, в нее сверху или сбоку вставляется весь пакет (со стеклом), и приклеивается недостающая сторона. А малоценные отпечатки настольных или кабинетных форматов можно оформить вовсе без стекла (справа); такая рамка много прочнее и долговечнее примитивной картонной, описанной выше.

На закуску

Микеланджело однажды спросили: как это он ваяет свои статуи? Мэтр пожал плечами: «Беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее». Баха однажды спросили: как это он так изумительно играет на органе? Маэстро пожал плечами: «Своевременно нажимаю соответствующие клавиши. Все остальное делает сам орган».

Это к тому, что в искусстве нет и не может быть жестких предписаний. И чем более творчески одарен человек, тем меньше он считается с установленными канонами. Все сказанное выше о художественном оформлении рамок для фотографий ни в коем случае не инструкции, а просто указания для совсем уж начинающих. Так что в заключение еще см. видео о нескольких вариантах необычных фоторамок:

Видео: 6 оригинальных рамок для фото

cope itemtype="//schema.org/Article" data-nonce="d504066fc2">

(Пока оценок нет)








cope itemtype="//schema.org/Organization">

Загрузка...

09.12.2019

Похожие записи