Via est vita – древнеримская поговорка. Дорога – это жизнь. Дорожки на даче – это жизнь на даче. А жизнь на даче – это отдых душой и телом. Даже если после него ноги гудят и руки в мозолях. Или голова, так сказать, потрескивает и, так сказать, мутит слегка после вчерашнего. Ну, будет, будет. Все мы люди, все мы человеки, все мы не без греха. С устатку то, али прозябши, аль на радостях. Бывает.
В общем, жизнь дачная не мрачная и не скучная. Дорожки на ней тоже не должны быть унылыми, а не просто избавлять от таскания на сапогах комьев грязи. Народ это вполне понимает: вот взгляните, какие садовые дорожки люди сами себе делают, см. рис. Из самых различных материалов: от тоскливых стандартных плит (на дачу, между прочим, пойдет и некондиция, и явный брак, а цена – в разы. Меньше.) до строительно-садовых отходов и всяческого подручного хлама.
Самодельные дорожки на даче
Что ж, посмотрим, как бы и себе соорудить этакую вот красоту несказанную своими руками. Что касается красоты как красоты – это дело за вами, за вашим вкусом и фантазией. Каких-то художественных канонов, не говоря уже о нормативных документах, на декоративное оформление дачных дорожек нет. Мы больше займемся, во-первых, удобством, во-вторых – прочностью, в-третьих – способами экономии на прокладке локальных путей сообщения своего замлевладения. Потому как никакой дизайн функциональности и дешевизны не отменяет, наоборот, он должен в них вписываться.
Планировка
Никаких разрешений на постройку дорожек на даче не требуется. Соответственно, не нужен и проект с профилями, привязкой к местности и разметкой. Ширину дорожек берут 0,5-1 м, чтобы можно было разойтись двум взрослым людям в одежде, и при такой ее величине поперечный скат для стока воды не требуется (это уже по технической сути, не только по бумажке). Лучше брать ширину пешеходной дорожки на участке до 6 соток в 0,6 м (минимальная ширина полотна двери), 0,85 м (как одностворчатая дверь) на 6-12 сотках и 1-1,3 м (как лестница на 2 хода или двухстворчатая дверь) на большем.
Разбивают дорожки, как удобнее. А удобнее всего – по уже натоптанным тропкам. Во многих странах (в Германии, напр.) так и обустраивают общественные парки: дают людям натоптать, где больше всего ходят, а затем мостят. Но в любом случае дорожки в саду удобно разбивать следующим образом:
- По осевой линии тропы или по оси предполагаемой дорожки забивают колышки.
- От колышка к колышку раскладывают по земле что-нибудь на ней выделяющееся: от белой веревки до пучков соломы.
- Влезают куда-нибудь повыше и оценивают ровность прямых участков и плавность изгибов.
- Подправляют, если нужно.
- Берут рейку длиной, равной ширине дорожки и отмечают на ней середину.
- Если дорожка неравномерна по ширине, рейку берут длиной в наибольшую ширину и от ее середины делают дополнительные отметки для разных участков.
- По рейке, следуя по осевой, отмечают колышками края дорожки с запасом на копку ок. 25 см с каждого края.
- По краевым колышкам растягивают шпагат-причалку.
Этот способ позволяет обойтись без геодезических работ и специнструмента, но в то же время избавляет от вероятности появления случайных загогулин, портящих весь вид. А если дорожка будет узорная, то от базовых линий удобно будет делать разметку фрагментов.
Когда начинать
Пешеходные дачные дорожки удобнее всего прокладывать в начале или конце лета. Земля в это время уже подсохла или слегка смочена, уплотнилась, но еще/уже не закаменела и не пылит. Но вот дорожки капитальные, рассчитанные на большую нагрузку (скажем, въезд автомобиля) нужно начинать прокладывать загодя, с весны (лучше) или осени. При этом колышки на края берут от 20х20 до 40х40 мм или соответствующего диаметра, длиной в полметра, и загоняют при разметке в землю сантиметров на 30-40. Разметку оставляют на зиму, а следующей весной, когда установится тепло, смотрят: не повело ли. Если да, то нужно мостить по противопучинной подушке, см. далее, особенно, если полотно жесткое монолитное, напр. цементное.
Дорожки быстросборные
Планировка и разметка на местности нужны для любых дорожек, но не всякие их них нужно строить. Некоторые виды просто укладываются на неподготовленный грунт; чаще всего и без применения инструмента. Это т. наз. быстросборные тротуарные дорожки. Но не все из них пригодны для постоянного пользования на земельном участке: земля под дорожкой должна дышать и получать некоторую толику света, иначе под «крышей» образуется гнездилище мелкой живности. Дождевые черви, почвенные нематоды, тихоходки, ногохвостки и др. микроскопические членистоногие полезны, они-то и образуют плодородный слой. Но слизни, медведки, уховертки и пр. в том же духе – это плохо. А хранилище спор мучнистой росы – это уже совсем плохо. Поэтому смотрите на рис., что для дачи годится, а что нет:
Быстросборные садовые дорожки
- Решетчатый пропиленовый настил, собираемый на замках – вполне подходит, но смотрите, чтобы был пропиленовый; прочие – временные и долго не протянут;
- То же, но подороже оттого, что на подставочках-шанцах – еще лучше;
- Настил «Змейка», тоже пропиленовый – лучше, чем еще лучше: минимально «душит» и затеняет почву, позволяет собирать криволинейные участки достаточно большого радиуса изгиба;
- Пропиленовые дорожки с произвольным углом сопряжения (их еще называют кривыми) – для дачи нужны решетчатые. На поз. 4 рис. хозяева ошиблись в выборе: сплошные кривые дорожки предназначены для бесплодного грунта – песка и отмостки вокруг бассейна (т. наз. пляжные), для сборки на гравийной засыпке и т.п.;
- Садовый, или дачный, паркет – быстросборный в нем только настил, под который нужно готовить траншею с подсыпкой, см. далее. Земля под ним, разумеется, не дышит и затеняется;
- Резиновые дорожки – временные, предназначены для использования при организации разного рода мероприятий на открытом воздухе. Землю душат очень быстро, на газон их нельзя укладывать более чем на 3-4 дня. Эстетика – «резиновая».
Инструмент
Чтобы сделать садовую дорожку, вам, помимо обычного домашнего и садового, понадобится некоторый специальный инструмент, см. рис. Тут можно напутать, что обойдется не хуже в работе, но дороже. Слева – трамбовка. Они бывают для грунта (почвы) и песка. Песочные – легче и дешевле, вам понадобится именно такая. Однако не надо покупать трамбовку с пятой из листовой стали, она скоро промнется. Немного, но совершенно ровной поверхности не даст. Нужно брать трамбовку с пятой из куска швеллера, как на рис. Такую можно и самому сделать, но учтите: штанга с рукоятками должна встать точно вертикально, иначе пята будет делать ямки. Трамбовку можно сделать из дерева – какого-нибудь чурака, обрезков досок и брусьев, на рис. справа далее по тексту. Для дорожек более подойдет облегченный вариант, левая поз. Деревянная трамбовка тяжелее, таскать и ворочать ее не так удобно, но качество работы выше.
Инструмент для прокладки дачных дорожек
Дороже (а самодельный – сложнее) трамбовки ручной каток, в центре на рис. Однако качество (однородность и ровность) укатанной поверхности – не чета трамбованной. Для дорожек из гравия это наиболее предпочтительный вариант, а если предполагается художественная засыпка (справа вверху на рис.) – оптимальный. Ручные катки также выпускаются для песка и почвы; нам понадобится песочный. Самодельные такие делаются из отрезков труб от 300 мм диаметром (меньше – вязнуть будет) с толщиной стенки от 6 мм.
Самодельные деревянные трамбовки
Очень поможет в работе складная туристская лопатка по образцу складной саперной СССР; с ней до боли и скрипа зубовного знакомы бойцы тогдашнего, да и нынешнего спецназа, справа на левом рис. Если дорожка будет из пластушки (необработанного плитного природного камня) сразу по газону, то без этого инструмента трудно обойтись. Но не «ведитесь» на рекламу «4 в 1», «5 в 1», это только лишние деньги. Лопатка на рис. в чехле помещается на ладони или вешается на пояс, но позволяет:
- Пилой на штыке – управляться практически с любыми корнями.
- Откидным упором – делать разметку, поддевать корни, камни, процарапывать узкие канавки и выбирать мусор из них, и еще много чего.
- Обрезиненной рукояткой – подгонять по месту брусчатку, тротуарную плитку, пластушку и голыши, т.е. во многих случаях не требуется резиновый молоток.
Кроме того, понадобится метровый пузырьковый уровень, кусок ровной гладкой доски длиной на 20-30 см больше ширины дорожки или штукатурное правило (на всякий случай, ударение на «и») той же длины и моток прочного шнура-причалки. Для дорожек на основе бетона – малый ручной строительный инструмент: кельма (мастерок), лохань для замеса и пр. Также, для раскроя мелкой арматурной сетки (и для дорожек из покрышек) – ножницы по металлу, болгаркой тут не управиться. Что может потребоваться еще – см. далее в тексте о соотв. дорожках.
Строим дорожку
Изготовление дорожки на земле состоит в общем, после разметки, из следующих этапов:
- Копка траншеи.
- Устройство опалубки.
- Засыпка подушки (подсыпки) и ее трамбовка.
- Укладка/заливка настила/полотна или основы декоративного покрытия.
- Художественное оформление (нередко совмещается в пред. этапом).
Поскольку глубина траншеи и вид подушки взаимосвязаны, порядок дальнейшего рассмотрения вначале несколько отличается от последовательности производства работ. В дальнейшем пойдем, так сказать, по материалам:
- Бетон, цемент и различные варианты дорожек из них: литые в формы, наборные из блоков, монолитные.
- Дорожки из камня: брусчатки, кирпича и природного – пластушки, голыша (гальки).
- Гравийные дорожки.
- Деревянные дорожки из досок, торцев (чураков, чурок, чурбанов) и спилов дерева.
- Дорожки из подручных бросовых материалов: пластиковых бутылок, их пробок, негодных автошин.
Траншея и подушка
Траншея для дорожки нужна неглубокая. Почему, а также о других ошибках при строительстве дорожек и отмосток. – смотрите видео:
Видео: дорожки и отмостки — ошибки при их сооружении
Глубина траншеи – чаще всего на штык обычной лопаты (ок. 30 см), однако может быть и больше. Это зависит от свойств грунта, вида покрытия и предполагаемой нагрузки на несущую поверхность (пешеходная, проезжая). В зависимости от этих факторов более всего употребительны следующие профили траншеи с подушкой, см. рис:
Виды траншей и подушек для дачных дорожек
- Мелкая с однослойной песчаной подушкой – пешеходная под большинство видов покрытия на грунтах до среднепучинистых включительно. Заглубление – лишь бы уйти под дерн и рыхлый гумус;
- Средне-заглубленная с 2-слойной подушкой – под пешеходные с жестким покрытием или покрытием, не допускающим деформаций (цементным, наборным художественным и т.п.) Заглубление примерно на полштыка под гумус в подстилающий основной (материковый) грунт. Слой щебня согласовывает подвижность песка, равную подвижности грунта, с подвижностью покрытия, равной 0. Вариант с обратным расположением слоев предназначен для дорожки из кирпичей;
- Большого (на 1,5 и более штыка) заглубления с глиняным замком – под гравийные дорожки. Почему именно так – см. в соотв. разделе. Опалубка не требуется, вместо нее сразу же устанавливается бордюр;
- Трехслойная большого заглубления с промежуточным несущим слоем – под брусчатку и/или сильно нагруженные покрытия, или на пучинистом грунте. Опалубка также не используется; по набравшему прочность фибробетону насыпается песчаная подушка в 5-7 см, и укладывается полотно.
Каждый слой подушки после засыпки разравнивается граблями (щебень – их тыльной стороной) и утрамбовывается или укатывается. Песчаные слои перед трамбовкой (укаткой) обрызгиваются водой из шланга с насадкой-пульверизатором, дающей мелкие брызги. Нужно еще учесть, что коэффициенты усадки песка и мелкого щебня при трамбовке/укатке около 1,15, т.е. исходные слои нужно насыпать чуть выше желаемой конечной мощности слоя.
О бордюрах
Бордюрные камни можно отлить самому в самодельную или готовую форму (очень удобны резиновые и силиконовые формы), не переплачивая за покупные и получая изделия, подходящие именно к своей дорожке. Состав раствора прост: цемент М400 и песок в пропорции 1:(2-3). Вода – до консистенции сметаны. Цвет готового камня в зависимости от доли песка изменяется от почти белого до темно-серого. Можно добавлять фибру и пигмент, см. ниже. Для отливки камней с поверхностным рельефом или сложной формы нужна добавка пластификатора.
Опалубка
Траншею под опалубку копают шириной на 20-30 см больше ширины дорожки. Опалубку делают из досок толщиной 20-40 мм и шириной в глубину траншеи, если дорожка будет заподлицо с грунтом, или шире глубины траншеи на величину выступа над грунтом. Доски сбивают с обратной (внешней) стороны с помощью обрезков дерева в ленты; гвозди забивают изнутри.
Песчаную подушку у бортов траншеи насыпают с некоторым избытком, и верхние края досок выравнивают по уровню, утапливая доски в песок ударами киянки или резинового молотка. Это особенно необходимо для литых дорожек, т.к. верхние края досок будут маяками: по ним правилом будет выравниваться залитый раствор. Расстояние между бортами опалубки, равное ширине дорожки, выверяют рейкой, обрезанной в требуемый размер.
Доски опалубки принято подкреплять снаружи подкосами из обрезков реек или брусков, но можно обойтись и без этого. Тогда готовят несколько реек в размер, в расчете по 3 на пару досок. Опалубку распирают рейками изнутри после засыпки и трамбовки подушки, а затем снаружи производят обратную засыпку вынутого грунта, плотно его утрамбовывая. Рейки-распорки убирают постепенно, по мере продвижения фронта работ по мощению или заливке. После отвердевания дорожки для удаления опалубки достаточно подкопать каждую ленту досок с одного конца, тогда можно постепенно выдрать всю. Оставшиеся канавки засыпают грунтом, щебнем, ставят в них бордюр и т.п.
Бетонные дорожки
Бетонная дорожка может быть выполнена литой в форму на месте, монолитной, наборной из армированных стальной сеткой плит или из блоков бетонного искусственного камня. Общими для всех них будут состав бетона, способы его замеса и окраски. Фибробетон намного упростит, облегчит и удешевит работу. Для проезжих дорожек его несущая способность без дополнительного настила маловата, но для пешеходных более чем достаточна.
Что такое фибробетон?
При замесе фибробетона в сухую смесь вводится специальное фиброволокно. Тавтология на разных языках, но что поделаешь, торговые названия прилипчивы. Расход фибры – 600 г на 1 куб.м готового раствора. В стандартной упаковке как раз 600 г; ее хватает примерно на 45 плит 60х60х6 см. Особенность применения – фибробетон нельзя замешивать слишком сухим, он должен иметь консистенцию густой сметаны (воды – ок. 190 л на 1 куб. м раствора). Фибра для бетона обходится в 3-4 раза дешевле соответствующего количества арматурной сетки. Сходным способом приготовляется флекс-бетон, см. видео ниже. Ролик рекламный, но представление о технологии дает:
Видео: флекс-бетон в отделке заборов и дорожек
Составы и замес
Бетон для дорожек делают марки от М150:
- Цемент от М300 – 1 объемная часть.
- Песок – 3 объемных части.
- Мелкий щебень (отсев) – 4 объемных части.
- Фибра, если готовится фибробетон.
- Пластификатор, если требуется.
- Красящий пигмент (для цветного бетона).
- Вода – 170-190 л в зависимости от требуемой консистенции (от пластилиновой до сметанной).
Замес ведут в последовательности по списку; лучше всего пользоваться бетономешалкой. Цемент вводят во вращающуюся мешалку. Следующие вещества вводятся после полного перемешивания предыдущих компонентов. Воду добавляют постепенно, несильной струей или порциями. После добавки воды месят до полной однородности раствора (не менее 7-10 оборотов бункера мешалки). Пригодность готового раствора к работе – 4-8 час в зависимости от погоды.
Добавка пластификатора (напр. СП-1) в количестве 50-200 г на каждый мешок цемента (25 кг) весьма желательна для повышения стойкости покрытия к подвижкам грунта, а при заливке в формы (см. ниже) совершенно необходима, иначе не добиться полного заполнения. В таком случае вводят 200 г пластификатора на мешок, а для монолитных дорожек достаточно 50 г. Если по бетонной основе пойдет художественная инкрустация, пластификатора берут 100-150 г на мешок. Бетон для дорожек часто замешивают сразу окрашенным, см. ниже. Тогда специальный пигмент вводят в сухую смесь при замесе предпоследним, перед водой. Объем красителя берут 1-3% от объема сухой смеси, смотря по требуемому тону.
Способы окраски бетона
Вид цветного бетона в зависимости от способа окраски
Описанный способ окраски бетона в массе, во-первых, при наличии в растворе щебня дает поверхность с пестринами. Это не всегда плохо с точки зрения эстетики, однако может быть излишне. Но самое главное – дорожка не искусственный камень, ее невозможно протрясти на вибростенде. Поэтому поверхность окрашенного в массе бетона получается неровного тона, а то и вовсе пятнистой, слева на рис.
Тон поярче и ровнее дает глубокая прокраска готового покрытия. При этом фрагменты отлитой в форму дорожки можно красить по отдельности, в центре на рис. Краситель готовят из алкидной или глифталевой эмали для наружных работ в смеси с грунтовкой глубокого проникновения по бетону, до получения нужного тона. Сперва необходимо сделать пробу, т.к. не все краски совместимы с любой грунтовкой:
- При смешивании должен получаться однородный состав без расслоения, выпадения хлопьев и т.п.
- Краситель должен впитываться в поверхность старого сухого бетона, не образуя гладкой пленки; поверхность бетона должна оставаться шероховатой.
- После полного высыхания краски на сколе с образца должен быть видим глазом окрашенный слой.
Красят вполне застывший, но еще не набравший прочности бетон. После набора прочности обрабатывают той же грунтовкой или гидрофобизатором для бетона. Подкраска в средней полосе РФ требуется не ранее чем через 5-6 лет.
Однако самую ровную, стойкую и яркую окраску бетона можно получить, взяв в замес вместо щебня (можно прихватить и 1 часть песка) цветную каменную крошку, справа на рис. Окраска будет практически вечной, возможно дополнительное оформление, но способ этот не дешев: подобранная по тону каменная крошка – дорогой материал.
Льем в форму
Формы для заливки дорожек (см. рис.) должны быть самосовместимы, т.е. внешние контуры их противоположных сторон должны быть зеркальными отражениями друг друга, а концы перегородок сходиться при этом без смещения. Поворачивая форму, снижают видимую повторяемость рисунка, а при условии покраски модулей узора в разные цвета она может вообще пропасть. Для самодельных дорожек более подойдет дешевая полиэтиленовая форма (справа на рис.); дорогими, но с большим ресурсом гибкими силиконовыми (слева) пользуются более мостовшики-профессионалы.
Формы для заливки бетонных дорожек
Готовую форму нужно обязательно проверить на самосовместимость при покупке; далеко не каждая даже из дорогих удовлетворяет этому условию. Проверка проста: берут еще 1 такую же форму, поворачивают на 180 градусов и прикладывают к первой. Контуры должны совпасть, а линии перегородок сойтись. Особенно заметна несамосовместимость у форм с прямыми сторонами, см. рис. справа.
Что значит несамосовместимость формы для бетона
Форму перед каждой заливкой нужно смазывать, чтобы потом не оказалась замурованной. Дешевые смазки (машинное масло, мыльный раствор) оставляют пятна на бетоне, поэтому нужно пользоваться жидкой невысыхающей силиконовой смазкой (удобнее – в виде спрея) или специальной для таких форм. Ее разводят водой по инструкции.
В целом последовательность заливки бетонной дорожки в форму показывает рис. ниже.
Как залить дорожку бетоном в форму
По рунету давно гуляет хорошее видео о бетонно-формовых дорожках, но на популярных ресурсах приводят почему-то только 1-ю часть, а на самом деле их 7. Предлагаем вам полную подборку, технология изготовления дорожки там показана со всеми подробностями:
Видео: садовые дорожки из бетона своими руками (7 частей)
Форма для заливки дорожек стоит около 1000 руб./шт, но самосовместимости, причем для квадратной по всем 4 сторонам, несложно добиться и самому. Как – ясно из рис. Перегородки внутри могут быть какими угодно: кривыми, косыми, завернутыми, лишь бы их концы при повороте сходились без смещения, что отмечено синими линиями. Учтите, что трапециевидная форма, позволяющая выводить изгибы дорожки, с квадратной несовместима, т.к. длина боковой стороны равнобедренной трапеции не равна стороне квадрата той же высоты!
Как добиться самосовместимости формы для бетона
Сделать дома форму, не застревающую в бетоне, весьма сложно. Однако на этом принципе получается хороший штамп для бетона. Т.к. контур штампа не отпечатывается, дорожка выходит очень красивая. Обечайка (окаймляющий бортик) при этом не нужна, а перегородки из тонкой листовой стали привариваются к стальному листу. В обратной стороны приваривается раструб для рукоятки. Также с обратной стороны штампа его стороны нумеруются, и там же отмечаются края перегородок (согласно синей сетке на рис.) Для удобства работы штамп лучше делать в половину ширины дорожки.
Бетон под штамповку нужно замешивать на самом мелком отсеве или каменной крошке. Штампуют, когда залитая лента начнет схватываться, т.е. утратит текучесть, но еще сохранит пластичность. Штамп обязательно смазывают силиконом.
Блочные
Дорожка из готовых бетонных блоков может смотреться очень неплохо, если ее правильно вписать в ландшафтный дизайн участка; см. хотя бы справа во 2-м сверху ряду на рис. в начале. Там же видно, что для этого лучше работать с бетоном, как с камнем, см. след. разд.
Монолит
Монолитная бетонная дорожка заливается по подушке типа 2, см. выше. Почему – там же объяснено. Если заливаться будет не фибробетон, то армирующую сетку берут мелкую, от 30х30х1,5 до 60х60х3. Ленту дорожки в любом случае разбивают на участки длиной не более 3 м тонкими деревянными планками высоты, равной высоте слоя бетона: они создадут температурно-деформационные швы, без которых дорожка за зиму может потрескаться. Соответственно раскраивается и армирующая сетка; нужно обеспечить отступ ее от краев ленты и разделителей в 50-60 мм.
Для дорожек, свободных, в отличие от отмостки дома, с 2-х сторон, на деформационные вставки пойдет широкая дрань толщиной 3-5 мм. Планки 10-15 мм толщиной, как для отмостки, не повредят. Вставки перед установкой в опалубку обрабатывают разогретой битумной мастикой или кузбасслаком.
Ленту заливают поучастково и послойно. Сперва заливают участок примерно на половину толщины бетона. Когда «подбетонка» начнет схватываться, укладывают сетку и заливают остальное до верха, затем правилом по краям опалубки, как по маякам, выравнивают. После начала схватывания верха участок можно проштамповать.
По мере схватывания заливки ее накрывают слегка влажной ветошью: бетон при полном затвердевании поглощает воду. После этого поверх ветоши, чтобы не мять бетон, укладывают отрезки реек, прутья, ровные ветки и т.п., опирающиеся на опалубку, и накрывают все пленкой, пришпилив ее к земле. Это необходимо не только для сохранения влаги, но и чтобы интересующиеся из животного мира не оставили там свои автографы в виде отпечатков лап, а то и «визитные карточки». Пятна от последних вывести невозможно.
Снять ветошь с пленкой и красить (без чего в скучной бетонной дорожке смысла мало) можно спустя 3-4 дня. Ходить по дорожке – через неделю. Наезжать машиной – не ранее чем через 3 недели.
Цементные
В тонкой узкой ленте дорожки железобетон работает не в полную силу; его удел – массивные конструкции. Железобетонную дорожку лучше все же набирать из готовых монолитов, прошедших на ЖБК пропаривание. Их обычная марка М400, чего дома добиться невозможно. Плиты укладывают на щебневую подушку, вписывая в ландшафт, и красят.
Теперешние армированные фиброй пешеходные дорожки из цемента превосходят бетонные и обходятся дешевле. Собственно, это и есть фибробетон, а добавкой фибры в смесь со щебнем получается бетон смешанного типа. Сравните: бутобетон – бутовый камень навалом, залитый цементно-песчаным раствором. Роль упрочняющих монолит связей играют камни.
Состав раствора для цементных дорожек такой же, как для бордюров. Способы замеса и заливки – как для бетона. Если взять вместо обычного песка коралловый (цена, однако…), то дорожка получается белоснежной и глубокую покраску принимает идеально.
Цемент с добавкой пластификатора можно приготовить клеящим. Тогда на него отлично ложится и крепко держится облицовочная плитка для наружных поверхностей. Имея в распоряжении дешевый разноцветный ее бой, можно создавать замечательные композиции. Состав и последовательность смешивания компонент клеящего цемента:
- Портландцемент от М400 – 1 часть.
- Песок строительный мелкий – 3 части.
- Фибра – 100 г/мешок цемента.
- Пластификатор СП-1 – 200 г/мешок..
- Клей для плитки, 1 часть, и вода – до консистенции густой сметаны или мягкого пластилина.
Клей вводят в воду, приготовленную для замеса,и тщательно размешивают. Этот же раствор пригодится для дорожки из гальки, цветного щебня и бутылочных пробок, см. далее.
Что до дорожек наборных из тротуарных цементно-песчаных блоков (тротуарной плитки), то мостят их, как дорожку из брусчатки, см. ниже. Но практика показывает, что никакая виброобработка при изготовлении без микроармирования фиброй не спасает полотно от начала выкрашивания спустя 4-6 лет. Тротуарную плитку со сроком службы 10 и более лет можно делать самостоятельно. Однако об этом есть другие материалы.
Каменные
Дорожки из камня выполняются следующих видов: из природного плитняка (пластушки), гальки (голыша) и брусчатки. К ним же можно отнести дорожки из искусственного камня всех видов и кирпича; технология укладки их такая же, как для брусчатки.
Плитняк
Дорожки из пластушки великолепно смотрятся, а техника их устройства элементарно проста, см. рис. Можно только к последней справа поз. добавить, что после засыпки промежутков (песок, отсев, каменная крошка и т.п.) полотно для удобства хождения весьма желательно прикатать.
Последовательность прокладки дорожки из природного плитняка
Пластушка по декоративным качествам отлично сочетается с мелкой галькой, особенно если из последней выкладывать узоры и фигурки между плитами. В таком случае после укладки и прикатки плит промежутки между ними не засыпают, а заливают примерно на половину высоты клеящим цементом; гальку вдавливают в него. Если покрытие будет краситься, то плиты красят до заливки промежутков, а гальку заранее.
Дорожку из плитняка можно собрать прямо на газоне. Как – ясно из рис. В таком случае работа будет гораздо аккуратнее и легче, если пользоваться малой складной лопатой, см. об инструменте. Ее же упором удобно отмечать границы плит, не портя траву и не тратя краску. После укладки плит дорожку прикатывают.
Прокладка каменной дорожки по газону
Галька
Что плохо в дорожках из пластушки – они недолговечны. Природный плитняк образуют породы пористые, трещиноватые, с высокой спайностью, т.е. с большим влагопоглощением и поэтому подверженные морозобою. В Средней России полотно из песчаника, напр. заметно портится уже после 2-3 зим.
Гораздо долговечнее, до 30 и более лет, и ничуть не менее эстетичнее покрытие из гальки крупной (голыша) и мелкой. Однако это дорогой материал, а его самостоятельная добыча запрещена. Особенно дорога галька сортированная по размерам: при пропускании через грохот сырье обкалывается, поэтому сортируют вручную. Из мешка пересортицы получается всего 1-1,5 м дорожки, но из мелочи можно выкладывать узоры. В общем, замыслив галечную дорожку, есть над чем подумать и что просчитать.
Галечная дорожка прямо по газону укладывается как и плитная, но годится на нее только голыш, а лунки копают разной глубины сообразно размерам камней. Вот тут без саперной/туристской лопатки не обойтись. Галечная дорожка из пересортицы по подушке в траншее укладывается своеобразно:
- Траншею роют 2-го типа с обратным расположением слоев; щебень – сверху.
- Слой щебня проливают текучим «сметанным» цементным раствором.
- По его схватывании заливают 2-4 см клеящего цемента и укладывают с промежутками крупные голыши.
- По схватывании 1-го клея подливают свежего и заполняют промежутки между голышами средней галькой; тут уже нужно смотреть, какие камни как лягут в узор.
- По схватывании 2-го клея подливают еще цемента и выкладывают мелкую гальку.
- По схватывании 3-го клея промежутки заливают обычным текучим цементом на нужный уровень.
Как правило, 3-х слоев камня хватает, чтобы выработать материал. Клеящий цемент замешивают и подливают понемногу, т.к. галька его выдавливает. Цементные брызки и мазки на камнях немедленно стирают влажной ветошью. В общем, работа кропотливая.
Кирпич и брусчатка
Дорожки из кирпича, искусственного, колотого и пиленого природного камня правильной формы выполняются одинаковым образом, см. ниже. Однако кирпич на дорожку пойдет не всякий. Обычный рабочий, красный или силикатный, продержится не дольше плитняка и по тем же причинам. Кирпич для дорожки нужен высокожженый клинкерный. Выпускается специальный тротуарный клинкер, слева на рис. Но он гораздо дороже простого, и так не дешевого. Поэтому для дорожки можно взять обычный клинкер, подыскав партию с достаточно ровной и гладкой поверхностью постелей (наибольших сторон кирпича). Чаще всего это удается достаточно быстро: клинкер пухлый, кривой и щербатый в продажу как правило не поступает.
Дорожка из кирпича
Мощение кирпичной или брусчатой пешеходной дорожки ведут по песчаной подушке, справа на рис. Под бордюры (если дорожка из простого клинкера, они обязательны, иначе полотно разъедется) копают траншейки поглубже, чтобы под кирпичами было около 10 см утрамбованного песка. Собственно рабочий процесс прост: камни укладывают с небольшими, 3-5 мм, промежутками, это температурный шов. По месту и по высоте подгоняют резиновым молотком или киянкой. Окончив мощение, засыпают промежутки песком. Затем всю поверхность обрызгивают и сметают излишки песка. Прометать нужно с нажимом, чтобы песок забил промежутки доверху.
Примечание: мостить проезжие дороги кирпичом или брусчаткой не рекомендуется, накатов резиновых шин такое покрытие не держит, т.к. пятно контакта гибкой шины дает большие боковые усилия на полотно.
Деревянные
Деревянная дорожка вполне в русском духе и может быть весьма долговечной. Древним новгородцам торцевые деревянные мостовые приходилось перенастилать не чаще чем через 15-20 лет. Материал для нее нужен дешевый или бросовый, технология монтажа несложна, поэтому дорожки из дерева в России популярны.
Старение деревянной дорожки
Однако имейте в виду, что под действием ультрафиолетового (УФ) излучения Солнца древесина достаточно быстро темнеет и способов остановить этот процесс на сегодняшний день не существует, во-первых. Во-вторых, выделяемые деревом вещества стимулируют прорастание семян трав; это стимулирует круговорот растительности в природе. Поэтому дорожка, изначально такая, как слева на рис., через 3-4 года приобретет вид такой, как справа там же.
Подготовленные деревянные торцы для дорожки
Если вас такая перспектива устроит, то дорожку можно сделать из досок, торцев (массивных чураков) и спилов стволов деревьев. Все заготовки должны пройти защитную обработку: сначала их с обеих сторон обильно, с помощью густой мягкой кисти,пропитывают разогретой на водяной бане олифой, а затем с испода – так же разогретой битумной мастикой, гудроном (жидким асфальтом) или, без подогрева, кузбасслаком либо аналогичным минерально-битумным лаком. Последние дороже, но защищают дерево от гниения не хуже креозота. Правда, и несет от них ничуть не лучше и не слабее, так что работать нужно на открытом воздухе.
На дорожку из досок желательно закупать не деловую древесину, а деревянные поддоны б/у. Это обойдется куда дешевле, а изношена в поддонах только верхняя сторона досок. Ну и что, на дорожку она ляжет исподом. Старение дерева дощатых дорожек особенно заметно, поэтому доски также желательно дополнительно прокрасить темной морилкой и покрыть темным же акриловым лаком. Укладывают доски поперек дорожки с промежутками. Траншея и технология – такие же, как для пластушки, но промежутки засыпают чем угодно, кроме песка; лучше всего гравий средней крупности (фракции).
Примечание: из брусьев поддонов получаются неплохие бордюры или ступеньки на местности, если дорожка идет не по-ровному. Ступени делают из брусьев, вкопанных торчмя.
Спилы дерева для дачной дорожки
Дорожки из торцев (см. рис. справа выше) делают редко: материала и работы нужно много, а мы все-таки не в Древнем Новгороде, ломовой телеге по дорожке не ездить. Однако автомобиля деревянные торцевые мостовые не боятся, так что на всякий случай даем технологию: траншея – типа 1, но глубже, подушка и засыпка промежутков – щебень, ровняют торцы по высоте деревянной кувалдой от 5 кг (барсиком), киянка или резиновый молоток тут не помогут
Более всего дачники мостят деревянные дорожки из спилов, см. рис. слева. Их, в отличие от торцев, можно не окоривать. Дополнительная обработка, маскирующая старение, возможна такая же, как для досок. Укладка – вполне аналогична плитняку, но засыпать промежутки возможно и землей, чтобы травка росла.
Гравий и щебень
Гравий – древнейший и самый дешевый материал дорожного полотна. Однако он активно накапливает в себе почву из пыли и грязи с обуви. С одной стороны, это хорошо: гравийное полотно до некоторой степени самоочищающееся и чистящее. Но с другой – гравий быстро зарастает. Тем не менее, с помощью глины и геотектиля удается справиться с зарастанием лет на 7-10, сохранив чистящие свойства. Для этого и нужна траншея типа 2:
- Корням проростков в песке трудно дышать.
- Глина не пускает к ним биологически активные вещества из почвы, стимулирующие рост.
- По скатам глиняного замка частицы почвы, попавшие в полотно сверху, мигрируют к бордюру, а зимой смываются в карманы под ним.
- Геотекстиль с бордюром не дадут корням растений-корневых агрессоров пробить замок.
Копка траншеи под гравийную дорожку
Копать траншею под гравийную дорожку нужно так, чтобы после дерновины и гумуса углубиться еще хотя бы на полштыка в подстилающий суглинок или супесь, см. рис. справа. На мощном плодородном слое избавиться от зарастания не получится.
Дорожке с насыпным полотном не обязательно быть однотонной. Великолепное, причем недорогое и менее, чем выкладка из гальки, трудоемкое решение – художественная засыпка из цветного щебня. Не обязательно искать какой-то особенный, пойдет, при некоторой доле фантазии, обычный. Скажем, светлый, темный, красноватый и коричневатый. Техника похода на галечную, только клеящего цемента нужен всего 1 слой в 1,5-2 см. По нему рассыпают или раскдадывают щебень и прикатывают нетяжелым катком. Можно и трамбовать, но аккуратно придавливая, не с размаху.
Дорожки из чего попало — бутылок, подручных материалов
Временную дорожку можно очень быстро сделать из пластиковых бутылок, слева на рис. Из них же получаются неплохие бордюры для клумб, теперь уже постоянные, т.к. по ним не ходят. Что до дорожек, то известны 2 способа бутылочного мощения. Первый – бутылки набивают песком и укладывают лежа. Откровенно говоря, мартышкин труд: чтобы натолкать песка в посудину на 1,5 л, нужно, приноровившись, около 5 мин. На метр полотна требуется где-то 15 бутылок; общее время – считайте. В общем, труда уйма, а при ходьбе бока бутылок сразу проминаются.
Дорожка и бордюр из пластиковых бутылок
Вариант проще, но требующий больше посуды – от бутылок отрезаются донышки на высоту 7-8 см; это примерно 1/5 высоты 1,5 литровой бутылки. Обрезки просто вдавливаются в песок в траншее 1 типа. «Для красивости» донышки можно покрасить изнутри, но здесь тоже овчинка не стоит выделки: песок внутри довольно быстро оседает, выступы крышек проминаются и дорожка теряет вид. В общем, временный вариант, пока руки не дойдут до лучшего.
Узорная дорожка из пластиковых пробок
Другое дело – дорожка из пластиковых пробок, см. рис. справа. Прекрасно выглядит, верно? И прослужит наверняка не меньше 10 лет, т.к. при ходьбе нагрузка на 1 пробку невелика. Но дело это для истинно увлеченного и умелого мастера.
Собственно техника несложна, такая же, как при художественной засыпке щебнем, только клеящего цемента наливают на основу 2-3 см. Заливку щебневой подушки и клеящей подложки ведут поучастково, т.к. набрать все полотно за срок годности растворов не получится. Пробки не вдавливают, а вкручивают в клеящий цемент, как бы навинчивая на горлышко.
Узор лучше взять из схем для вышивки крестиком. Набирают его поучастково; участки должны соответствовать художественно цельным фрагментам рисунка. Набор ведут от центра к краям, иначе и у опытного художника-прикладника в центре может получиться «блямба», а по углам мелкие огрехи мало заметны.
Наконец, также временная дорожка из покрышек. Технология ясна из рис: от шины отрезают ножницами по металлу (стальной корд!) протектор, разрезают его, полосу прибивают к деревянным планкам и раскатывают прямо по земле. Однако, кроме простоты и бесплатности, достоинства такого покрытия вполне «резиновые»: эстетика при любых ухищрениях до 3-, и гнездилище нежелательному сообществу беспозвоночных обеспечено.
Дорожка на даче из покрышек
В заключение
Удивительно, но у людей, сделавших себе красивые дорожки на даче, плохие дела поправляются, текущие идут в гору, а перспективные чаще, чем у прочих, увенчиваются успехом. На самом деле тут никакой мистики: сделать садовую дорожку несложно и недорого, и берутся за это дело без боязни. Но, чтобы глаз она радовала и гости ахали, придется в работе развить в себе терпение, внимание, аккуратность, верный вкус. А это как раз те качества, которые обеспечивают и успех в жизни. Via est vita.